"Я совсем не профессионал – пишу 2 или 3 песни, с целью записать потом альбом, потом кто-нибудь пригласит меня поучаствовать в мотоциклетных гонках, и я забуду, что собирался делать раньше."
Цитата группы
Интервью
Музыкальный мир
Интервью с Джоном Иллсли. Gibson Keddie, Bassist Magazine, Декабрь, 1998
В то время как феномен Dire Straits отмечает свою 21-ю годовщину, Gibson Keddie решил поговорить с одним из самых успешных рок-басистов Джоном Иллсли.
Dire Straits всегда находились в нужное время в нужном месте. Итак, они выпустили свой дебютный альбом - коллекцию кантри рок песен пригодных для исполнения в пабах - в самой середине расцвета панк-музыки, и если летом 1977 года они выглядели группой мужественно противившейся своему положению на дне популярности на фестивале Deptford в Южном Лондоне, то дальше им не пришлось долго ждать своего часа; год спустя, тот первый альбом, записанный за три недели при бюджете 10000 фунтов ("Мы потратили 1500 фунтов сверх бюджета", вспоминает Джон) вознесся на твердое 2-е место в США, и заставил штатовскую публику с нетерпением ждать приезда Dire Straits…
Басист Джон Иллсли снимал квартиру в Южном Лондоне с младшим братом Марка Нопфлера, Дэвидом, и помнится Марк часто приходил поболтать к ним в середине 70-х. Двое молодых людей подстегивали друг друга и как только Иллсли завершил последний год учебы на социологическом отделении Лондонского университета, группа была собрана и состояла из Джона, ударника Пика Визерса, и братьев Нопфлеров гитаристов, исполняя написанные Марком песни, плюс различные известные пабные вещи.
Однако такой непринужденный процесс записывания музыки вскоре остался в прошлом. Финансово, благодаря потрясающему успеху в Америке, и со звукозаписывающей компанией жаждущей получить свежий продукт от новых звезд, Dire Straits оказались на Багамах в новом музыкальном комплексе Compass Point Studio ("Приезд в совершенно новую студию был тоже ошибкой" - Д.И.) с суперзвездой-ветераном музиндустрии Джерри Векслером. Проблемы? Прошло всего девять месяцев с момента выхода их первого альбома, и новые песни были далеки от готовности. Критическая реакция на убаюкивающий Communique была сдержанной, мягко говоря, хотя альбом и содержит в себе тайное очарование.
Джон отзывается об этом досуперзвездном периоде в Dire Straits с большой теплотой. Группа, неподготовленная для космического прыжка от игры в ночных клубах Великобритании до громадного успеха в Америке, не имела даже менеджера, и к первому американскому турне готовилась на ходу. Был значительно недооценен размер необходимых концертных площадей для зрителей. Джон тем временем заведовал бухгалтерией группы.
Уже уставшие от бесконечных ночных выступлений Straits прибыли в Штаты, занимаясь организацией своих перелетов, арендой машин. Группа была вынуждена умиротворять владельцев клубов заверениями отыграть по две партии каждый вечер в течение шести недель объезжая поочередно клубы, спасаясь при этом от гнева фанов не сумевших достать билеты…
Успех принес единственную пользу - группа зареклась никогда впредь не поддаваться на уговоры записывающей компании записать следующий альбом слишком скоро, и предоставил благоприятную возможность записать тот "трудный третий альбом". Making Movies своей поступью показывает в полной мере расширение кинематографического творческого потенциала Нопфлера, как поэта-песенника. Но тут начали проявляться разногласия внутри группы.
"Дэвид должен был уйти", поясняет Джон. "Он не смог приспособиться к изменчивой природе музыки и требованиям, которые ставила группа, давлению от записывающих компаний, давлению от необходимости проводить турне и промоушн. У Дэвида были с этим проблемы, он никогда не чувствовал себя комфортно играя перед публикой. Когда мы записывали Making Movies, то потеряли много времени в студии, где Марк перезаписывал гитарные партии Дэвида и все это свалилось нам на голову внезапно. Было решено, что самым лучшим для него будет действительно уйти - вдвойне труднее, будучи братом Марка, однако когда он ушел, это дало нам самым непостижимым образом новый толчок в развитии. Мы решили увеличить состав группы за счет привлечения клавишника Алана Кларка. Хал Линдес заменил Дэвида, и так мы получили отличную группу из пяти человек, так что иногда перемены только к лучшему ".
После укрепления их склонности к написанию "эпических" песен с выходом альбома Love Over Gold, судьба преподнесла им другой невероятный подарок: совершенно новый формат звуконосителя - компакт-диск CD, появившийся прямо перед выходом их другого не менее грандиозного альбома Brothers in Arms. Вероятно самая значимая запись 80-х, тщательно отполированное произведение, идеально подогнанное под CD формат (ставшая практически проверочным демонстрационным диском в магазинах Hi-Fi техники во всем мире). Многие покупали альбом дважды: сначала на виниле или кассете, соблазн купить его снова на CD обосновывался неопровержимыми доказательствами - кассовые аппараты повсюду должно быть задыхались. ( Я купил себе три копии на Рождество).
В настоящее время Марк Нопфлер и Джон Иллсли воспринимаются как ядро Dire Straits, очень органично развивавшие направление группы, привлекая необходимых музыкантов. Изменилась ли роль Джона, как басиста, с увеличением числа членов группы?
"Стало куда больше обязанностей", отвечает он. "Музыка стала насыщеннее и мы экспериментировали больше с клавишными и чувствами в музыке, что привело к изменению моей роли бас-гитариста, с другим распределением времени и использованием техники. Все было организовано так в те дни, что мы работали над каждой стороной песни, исправляясь, как только Марк замечал малейшую оплошность, докапываясь до ее сути - вот почему звук получился естественно натуральным. С годами все изменилось, т.к. процесс написания песен и сам подход к музыке изменился, стал более экспансивным. Мы всегда находим очарование в фильмах, отражающих работу Марка над саундтреками".
Учитывая "старую школу" способности Dire Straits к продолжительным турне по всему миру, как теперь Джон относится к 18-ти месячной поездке сопровождавшей в 1992 альбом On Every Street?
"Марк и я вложили наши деньги в то турне, это был большой риск попасть в финансовые затруднения: нам требовалось 28 грузовиков чтобы перевозить снаряжение, например, и требовались громадные арены чтобы удовлетворить спрос всех кто хотел попасть на концерты. Поездки с выступлениями все также важны как это было тогда, хотя теперь кажется не так много мест где можно сыграть. Тогда давались сотни концертов при малейшем удобном случае сыграть вживую перед публикой. В наши дни большинство групп только и мечтает о том, как занять первое место в чартах или продать как можно больше альбомов без всяких выступлений на концертах. Потом люди их конечно обвиняют в том что они не умеют играть."
"Вчера я отвозил сына в школу, слушал Radio 1, и не мог понять, кто покупает всю эту чушь. Хотя, судя по снижающемуся уровню, продаж все меньше и меньше людей интересуются этим…"
Чувство свободного парения ранних Straits создано во многом усилиями Джона и ударника Пика Визерса, которые вместе создали весьма симпатичную ритм-секцию для песен Нопфлера (вспомните отчетливую манеру игры Пика и воздушное звучание баса Джона поддерживающее зловещее чувство от песни Six Blade Knife из первого альбома). С момента ухода Пика ("Ему надоело, и он не чувствовал себя комфортно постоянно гастролируя") Джон наслаждался игрой с многими первоклассными ударниками, хотя он в последнее время утверждает что тот период с Визерсом был для него самым лучшим.
"Пик имел особый стиль, сочетание рок и фолк-музыки, с небольшим налетом джаза, и по моему мнению, помог создать нам часть самой лучшей музыки".
Приход Терри Вилльямса: "Очень рок-н-ролльный ударник, мощная живая динамика. Комфортно чувствовал себя на концертах и в студии. Его прежняя группа Rockpile c Dave Edmunds и Nick Lowe была самой громкой группой, пожалуй - они использовали 11 усилителей…"
Затем сессионная легенда Омар Хаким (играл в Brothers in Arms): "Омар был обучен в Нью Йоркской школе и играть с нами для него было легко, он не мог в полной мере проявить свои артистические способности, но это не особо его угнетало, словно это была самая важная вещь которую он когда-либо делал, которая конечно являлась частью накладываемых обязательств".
Jeff Procaro игравший на On Every Street: "Джефф был таким же, он пришел, прослушал песню дважды и сказал 'Хорошо, давайте сыграем'. В этом плане американские сессионные музыканты особенно одаренные, в Америке намного больше возможностей для работы".
Наконец Крис Уиттен, игравший в последнем турне DS: "Очень знающий ударник - образец профессионального исполнения".
С выходом сборника Sultans Of Swing: The Very Best Of Dire Straits оценивая невероятные годы, многие читатели зададутся вопросом текущего положения Dire Straits. Расположившийся на 34-м месте в списке 100 богатейших британских рок-звезд с личным состоянием в 25 миллионов фунтов стерлингов, Джон не беспокоится особо о деньгах (Обильное творчество поэта-песенника Марка Нопфлера ставит его на 15-е место с 55 миллионами фунтов), но ведь музыкантам хочется играть, не так ли?
"Мне трудно судить", говорит Джон, "обстоятельства изменились радикально. Мы не работали вместе со времени последнего турне 1992 года. Марк больше хотел заниматься музыкой к кинофильмам, к тому же он проводит много времени погрузившись в кантри в Нешвилле, кроме того, занят с Notting Hillbillies и т.д. Возрождение Dire Straits в том виде маловероятно - мы не хотим испытывать того напряжения. Если бы мы сделали что-то, то в меньшем масштабе, скорее для удовольствия. Марк изредка упоминает об этом поздно вечером, когда мы встречаемся, а я ему говорю 'Ты слишком много выпил, Марк!' В тех больших турне мы выступили перед более 5-ти миллионной аудиторией и вымотались психически и физически - нужны годы, чтобы восстановиться после такого".
Это был мужественный шаг распустить Dire Straits на пике популярности - многие группы развалились из-за того, что им просто нужны были перемены.
"Ну, я не говорю никогда, но я вполне счастлив играя блюз с друзьями, и я работал с певцом и поэтом Paul Bredy прошлый год. Я просто наслаждаюсь, играя время от времени в менее стрессовых ситуациях. Марк любит делать тоже самое. Если вы любите музыку, вы хотите сохранить элемент живого, но иногда вы теряете его в этой всепоглощающей машине, машине муз. индустрии и больших корпораций живущих своей жизнью, и по своему смотрящих на мир", отмечает он, задумчиво.
Что любопытно, многое из выпущенного Dire Straits теперь представлено в первой десятке британских синглов - Relax от Dettah это сэмпл Why Worry, одной из основополагающих песен Brothers In Arms.
"Верно", соглашается он. "Они спросили нас некоторое время назад, могут ли сделать это. Чудесно, мне нравится песня. Как только вы выставляете вашу музыку на публике, всякое может произойти, особенно это касается музыки используемой в рекламе."
Рекламные компании, обычно использующие много классических произведений, могут быть обвинены в циничном вклинивании в историческое время и место с которым ассоциируется их продукция…
"Абсолютно с вами согласен - British Telecom использовал Private Investigation для рекламы", говорит он, "Вот уж действительно 'деньги ни за что' (Money For Nothing)…" Снова к месту и ко времени.
Бас-гитары Джона
Самая известная гитара Джона - это раритетный Olympic White 1961 Fender с которым он позирует на наших эксклюзивных фото.
"Страшно приятно взглянуть на нее сейчас", говорит он, "она изрядно потрепана, но это лучшее на чем я когда-либо играл, я много поработал с ней! Я нашел ее в Нью Йорке около 15 лет назад в знаменитом гитарном магазине который называется Rudy's Music Store. Руди (Rudy Pensa - прим. пер.) хороший друг группы, всякий раз как у него появляются интересные инструменты, он дает знать. Я опробовал ее (гитару) и сказал, 'Руди, я должен иметь это'. С тех пор она стала моей главной бас гитарой".
Трудный разговор - Иллсли начинает сольную карьеру
В 80-х Джон нашел время выпустить два очень недооцененных сольных альбома: Glass и Never Told A Soul (которые также помогал записать Марк Нопфлер).
"Песни были очень личные, они о моей жизни и людях окружавших меня. Я никому не хотел их показывать в группе. Это был потрясающий опыт подобной работы, было трудно по одной простой причине - ты предоставлен сам себе. Я был немного разочарован тем, что записывающая компания не отнеслась ко мне серьезно. Они не предпринимали ничего после этого."
У вас были надежды на успешную сольную карьеру?
"Я бы солгал, если бы сказал что я не хотел получить признание, но это не суть дела. Я хотел записывать собственные песни. Мы могли потратить намного больше времени и денег на это, но я подумал, что не буду испытывать от этого того удовольствия, как когда мы работали вместе".
И теперь вы проводите свое время занимаясь живописью?
"Я решил, после того как мы завершили турне On Every Street, что займусь этим настолько серьезно насколько смогу. Довольно странно проводя с людьми дни и ночи на пролет, обсуждая музыкальные и бытовые проблемы с ними, затем внезапно поместить себя в уединенную квартиру. Я провел небольшой показ в прошлом году, мне очень понравилось делать это".
Это было сходно игре перед зрителями?
"Ничто не может заменить этого. Это несомненно уникальное и довольно специфическое явление".
Источник: markknopfler.ru
Перевод с английского (с) Рамиль Сахапов