"Когда я был молод и мучил гитару, я ничего не сочинял, то есть тогда я был только гитарист. Позднее я понял, что больших высот в игре не достигну и пытался компенсировать это собственным сочинительством."
Цитата группы
Интервью
Музыкальный мир
Марк Нопфлер: "С годами, звукосниматели стали лучше передавать звук, а сами гитары высыхают и поэтому лучше звучат." Статья из журнала Guitarist Magazine, 2002. Часть 1
Являвшийся движущей силой одной из наиболее успешных групп всех времён, Марк Нопфлер и в настоящее время занимает завидное положение в ряду известнейших гитаристов.
"Когда я смотрю погоду или дорожные новости в Теннеси, то можно узнать об авариях на Галетонской дороге, увидеть все эти полосы движения, перегруженные грузовики, жужжащие над ними вертолёты и включённые встречные огни, потому что всего 6 часов утра, но движение уже началось. Уже тогда, когда я стал приезжать в Нэшвилл, город начал расти, но по сравнению с тем, что происходит сейчас, это такая малость. Галетонская дорога и дорога на Ноксвилл стали огромными, а когда-то это были просто узкие шоссе. И не так уж давно. Промышленный бум подействовал, и, думая об этом, я и писал песню. Когда Чет был молод, всё было гораздо меньше».
Создаётся впечатление, что Марк проводит в Нэшвилле уйму времени, возможно, большую часть года. Но нет, его пребывание объясняется удобным расположением города для всех музыкантов. "Мне всё равно, ведь я живу в Лондоне" признаётся Марк. "Просто Нэшвилл удачно расположен для моих музыкантов. Мы с Гаем Флетчером едем отсюда, Джим Кокс приезжает из Лос-Анджелеса. Трое других работают в Нэшвилле, хотя сами из других мест. С этой точки зрения, город становится удобным местом, хотя надо признаться, что всё это крайне непрактично. Но когда запись закончена, понимаю, что игра стоила свеч.
Так кто же участвует в записи альбома? "Пол Фрэнклин играет на гавайской гитаре, Майк Хендерсон - на губной гармошке и Глен Дункан – на скрипке. Остальные - это основной состав: Гай Флетчер на клавишных, Ричард Беннет на гитаре, Джим Кокс на Хаммонде и пианино, Чад Кромвелл на ударных и Гленн Уорф на басу.
Известно, что Dire Straits была одной из первых групп, получивших возможность записываться в CD формате, который позволяет достичь недоступную прежде чистоту звука и обеспечивает высочайшее качество записи. Не виной ли тому сверхчувствительные Нопфлеровские уши или его высокие требования к качеству записи?" На самом деле ни то и ни другое" - скромно заявляет он. "Мне посчастливилось работать с выдающимися инженерами, начиная с записи первого альбома. В этом и причина. В звукозаписи я профан. У меня возник интерес к этому процессу со временем, когда я понял, как много зависит от качества записи и как важно иметь возможность на него повлиять. Поэтому мой последний альбом записан так, как я сам этого хотел, в отличие от вышедших ранее записей.
Как и Джеймс Тейлор, Нопфлер не перестаёт совершенствоваться. Он стал замечательным мастером игры на акустической гитаре и его стиль игры на электрогитаре также продолжает совершенствоваться. Это достигается ценой постоянных упражнений?" Нет, я так не думаю", размышляет Марк. "Ещё тогда, когда я только начал играть в группе, я понимал, что должен учится. Мне приходилось разучивать довольно сложные партии, так что я нашёл пару книг и стал практиковаться, пытаясь совершенствовать своё мастерство. Это и сейчас иногда повторяется - во время последнего турне Ричард Беннет дал мне замечательную книгу Мэл Бэя под названием Atomic Power In Every Chord (Атомная энергия каждого аккорда). Там очень много полезного, и я постоянно использую это для работы".
"Чет также оставил много материала. Его бумаги сложены в больших конвертах, но я пока не решаюсь их открыть. Чет дал мне их несколько лет назад, и теперь я должен засесть за них и опять выучить что-нибудь гитарное".
"Я должен этим заниматься. Когда я жил в Нью-Йорке, то пытался расширить свои знания в области аккордов. Я учился играть один и тот же аккорд в различных позициях на грифе и тому подобное".
Диапазон его музыки в данный момент тоже гораздо шире, хотя он не относит это к своим профессиональным достижениям. "Я думаю, это происходит потому, что у меня звучит больше инструментов, чем раньше. Помимо сингловых гитар, я играю на Лес Пол, хотя вообще-то, причина в том, что я играю пальцами больше, чем медиатором. Я самоучка, это мой собственный стиль и поэтому он никогда не будет так хорош, как медиаторный, во всяком случае, всегда будет отличным от него".
Недавно фирма Мартин оказала Марку честь, выпустив именную гитару. Но, ведь именно голос его электрического Страта стал легендарным. Не имеет ли подобных планов Фендер? "Ну, во-первых, основной гитарой для сочинения и записи всех новых песен был тот самый Мартин. Прекрасный инструмент. Я пробовал играть и на других, но они не выдержали никакого сравнения. Получился исключительный инструмент".
"С фирмой Фендер мы пытаемся вместе работать над Стратом – ищем оптимальную форму корпуса и подходящие звукосниматели. Уже есть великолепный звук на одной позиции переключателя из 5-и возможных, но я же хочу, чтобы звук был не хуже и на всех остальных возможных позициях. Также, нужно поработать над формой грифа и ещё над всякими мелочами".
"Насчёт цвета есть разные мысли, но, скорее всего, он будет красным. Хотя, на самом деле, он должен быть фламинго-розовым, потому что гитара Ханка была именно такого цвета. Вся гитара была фламинго-розовой с ярко-голубой пластиковой накладкой. Ярко-голубой Precision Bass Ника Лоу был шикарным. Я люблю цвета старых Фендеров".
Если недостаточно именных Мартина и Фендера, то можно поработать и с Гибсоном. "Да, Гибсон готовит к выпуску пару Лес Полов. Один очень похож на мой ‘58. Интересно, что касается Лес Полов, то американцы хотят выпуклый огненный клён, но у моего экземпляра более плоский желтый верх. Мне кажется, такие и звучат лучше из-за ровности дерева".
"Гибсоны тоже люблю. Мой ‘58 очень необычно звучит. Было бы хорошо, если б я узнал об их существовании раньше, но никто мне не сказал о них (58 – очень редкие и очень-очень дорогие гитары, вышедшие малым тиражом – моё). Он у меня с 1995 года. Другого пока не могу купить. Белый ’59 ES 335, купленный мной на днях, не от мира сего. Само совершенство. Они все разные. Как мой старый ‘51 Страт или ‘61 красный Страт - все особенные".
Кстати, а что с известным красным Стратом, который прославился классическими фразами в Султанах Свинга? Старушка теперь на пенсии? "Да нет, я играю на ней. Просто, на июльских концертах я не играл на ней, потому что использовал новые инструменты, что бы потом продать их на благотворительном аукционе".
Раз уж заговорили о старых и новых Фендерах, то что думает Марк о феномене Релика (перевыпуск легендарных моделей гитар – прим. переводчика)? "Я думаю, это превосходно", отвечает он. "Сами инструменты изготовлены очень качественно. Я думаю, нужно приложить все усилия, чтобы сделать максимально качественный инструмент, а потом пусть он живёт своей жизнью. Но я сам вчера попробовал поиграть на Телеке из болотного ясеня – он звучит невероятно. Из "побитых камнями" гитар, как я их называю, эти Фендер Релик самые потрясающие".
Наша увлекательная беседа с одним из наиболее самобытных и творческих гитаристов последней четверти века подходит к концу. Марк очень доволен своей работой над новым альбомом, и, тогда, мы спрашиваем, не хочет ли он добавить ещё что-нибудь о своём последнем альбоме?" Он звучит предельно близко к тому, что я хотел" - говорит он. "Весь альбом записан моим любимым способом – на 16-ти дорожечном аналоговом магнитофоне. Его темы обычные – путешествия и работа. То, что волновало меня в молодости и продолжает волновать сейчас. Но, сколько же можно говорить об одном и том же? Дальше музыка всё расскажет".