Марк Нопфлер: "Я стал зарабатывать больше чем раньше, выкупил у отца его старую машину, в которой возил свои гитары, и в каникулы смог купить путевку на автобусную экскурсию по всей Америке". Scotland On Sunday, 23 февраля 2003

"Марк Нопфлер умел заставить Шектер Кастом Стратокастер гудеть и завывать субботним вечером, подобно уставшему за неделю от своей святости и жаждущему крепкого пива ангелу".

Так салютовал группе Дайер Стрейтс в одном из своих романов Дуглас Адамс. Без сомнения банда Нопфлера была страшно популярна в 80-х и заслужила своё место в зале славы рок-н-ролла. Но можно ещё кое-что добавить о человеке, который не хочет там красоваться. Он ведь не стоит в одном ряду с Миком Джаггером, Брюсом Спрингстином, Родом Стюардом или Дэвидом Боуи.

Скорее всего, дело в том, что отличие от своих знаменитых современников, он прославился уже после 80-х. Альбом Стрейтс Братья по оружию - второй по продажам после битловского Сержанта Пеппера, но Марк был почти 30-летним, когда в 78 собрал свою группу. Он стал поздним претендентом на звание Динозавра рока и легко его получил благодаря своей бесспорной зрелости. "Думаю, если бы я собрал группу, когда бы мне было 18, это имело б совсем другой смысл для меня" - признаётся он в ответ на мой вопрос о том, как он пережил упавшую как снег на голову славу. "Я смотрел на окружающий мир, как сочинитель, изучая и отражая его в песнях, а тут вдруг он сам стал наблюдать за мной, сначала меня от этого слегка покачивало".

Впервые это случилось в Голландии: он целый день давал интервью, а всего их было 26, когда после их окончания, отдыхая на кровати, он почувствовал, что кто-то, потянув за свободную ниточку его души, распустил весь скрывающий её свитер.

В те дни его группа стала великой и продажа альбомов принесла ему доход в 70 млн. фунтов. А он сам стал любимецем Принцессы Уэльской, его песни звучали гимнами во славу Англии в период правления Тэтчер, его джордиевский акцент начал мешаться с трансатлантическими напевами, став единым с мгновенно узнаваемыми гитарными звуками, по сей день отличающими его сольные альбомы.

Группа стала знаменитой, в течение года было сыграно 250 концертов перед 7 миллионами зрителей. Но он стал уставать от масштабов, при которых количество водителей фургонов стало превышать число музыкантов и инженеров. "Мне стало казаться, что единственно приемлемым ответом людям, говорящим, что группа стала величайшей в мире, был мой уход и обретение контроля над своей жизнью, " говорит он. "Это касалось не столько музыки, сколько личной жизни".

Комментарии по поводу личной жизни он отпускает нечасто, заниматься самоанализом ему не очень нравится. Но окончание двухгодичного тура положило конец и его второму браку. Он не склонен винить в этом лихорадочный темп выступлений, но ясно, что это сыграло свою роль. Он женился снова 10 лет назад и сейчас устроен и счастлив больше чем когда-либо. У них с Китти четырёхлетняя дочь и ещё двое четырнадцатилетних сыновей (искусственно зачатых близнецов) от предыдущего брака. Он живёт в Лондоне и имеет дома на южном побережье и на севере Англии, на что ещё уходят деньги не говорит. Нопфлер имеет странную привычку замолкать, уставившись в окно, позволяя своим фразам зависать, в то время как он размышляет над тем, что хочет сказать дальше. И я начинаю ловить себя на том, что время от времени подбираю слова для окончания его предложений.

"В нашем поколении мы были первыми, среди тех, кто организовывал школьные группы", говорит он об истоках своего таланта. "Среди нас всегда по 2-3 крутых парня с длинными волосами и с группами, но мы вели непримиримую борьбу с...", он смотрит на здание напротив окна нашего ресторана...

..."существующим порядком?", решаюсь я.

"Точно, с существующим порядком", улыбается он.

У него неповторимо-теплая, располагающая улыбка, и я её заслужил. Его отец служил архитектором в муниципалитете с небольшим жалованием, матери приходилось работать учителем, так что в семье считали деньги. Когда отец смог раскошелиться на его первую электрогитару, у Нопфлера не хватило духу попросить усилитель к ней. Этим можно объяснить особенность манеры его игры - на электрогитаре он играл, как на акустической.

Сразу после школы он устроился репортёром газеты Йоркшир Ивнинг пост. "Думаю, это было очень важно для меня, я стал крепче и научился лучше концентрироваться на работе. Одним из моих первых заданий было написать репортаж размером в один абзац о городском варьете в Лидсе. Я сидел в старом зале театра среди 7-8 зрителей, наслаждаясь танцем стареющих стриптизёрок с кисточками на сосках, ведь мне нужно было написать об этом событии 30 слов". После университета он получил работу в колледже "повезло".

"Я стал зарабатывать больше чем раньше, выкупил у отца его старую машину, в которой возил свои гитары, и в каникулы смог купить путевку на автобусную экскурсию по всей Америке".

Путешествие по Америке имело большое значение в формировании его музыкального стиля, благодаря этому опыту он получил там не меньшую аудиторию, чем в Европе, что в дальнейшем стало решающим фактором его успеха.

При этом никакой высокопарности, я разговариваю с лидером одной из самых успешных в истории рок-музыки групп прошлого столетия, как мог бы говорить с человеком, нанятым мною для чистки окон. Скромный парень, который любит играть на гитаре.

"Последнее десятилетие стало очень хорошим для меня по многим причинам. В прошлом я часто довольно мрачно смотрел на мир, это имеет своё оправдание, ведь бизнес тоже жестокая вещь. Тебя пинают, приходится платить в ответ. Но несколько последних лет очень хорошие и в творческом плане и в личной жизни. Люблю читать книжки своей дочке, это моё любимое занятие".

Теперь его музыка наполняется новым содержанием. Как и многие северяне, в юности он мечтал о Лондоне, и теперь, когда там поселился, не собирается его покидать, но о растущей ностальгии по северу поётся по крайней мере в двух песнях с последнего альбома.

Я стараюсь побывать там каждый год как можно дольше. Чем старше становлюсь, тем больше времени провожу в деревне. Когда я был маленьким, родители купили домик возле заброшенной железнодорожной ветки за 300 фунтов, там не было не света ни воды, мы носили её из колодца. Это были прекрасные места, воспоминания о них как страничка из детской книжки. Я рад, что у меня была возможность расти среди природы. Сейчас меня тянет уехать в свой дом на Соленте, наблюдать за цаплями и добытчиками устриц".

Глубоко вросший своими корнями в землю Джордии, он стал наиболее подходящим композитором для последних фильмов серии Auf Weidersehn Pet, показанных в прошлом году по ТВ. Резонно считая, что бэк-вокал заядлого фаната Дайер Стрейтс (часто появлявщегося закулисами во время концертов) добавит достоверности песне 'Why Aye Man', Нопфлер привлёк к сотрудничеству Джимми Нэйла и Тима Хили.

Эта первая песня его последнего альбома "Мечта старьёвщика", который на его взгляд, получился наиболее ему близким в музыкальном смысле. Музыканты всегда так говорят, но Нопфлеру можно поверить, потому что он открыто стыдится кое-чего из прошлого. Этот альбом о том, что его по-настоящему волнует. Например 'Quality Shoes'-"Хорошие ботинки" - он думает, есть трагедия в том, что не все могут себе позволить такие, или песня давшая название альбому - она о человеке, который, мечтая о Рождестве, топит своё горе в виски.

Не сентиментальщина, это - настоящий рок классического Марка Нопфлера, ни чуть не меньше.

Перевод (с) Елена Курбатова

Источник: markknopfler.ru

 

Дата публикации: Чт, 09/27/2012 - 01:03
 
© Русскоязычный фан-сайт группы Dire Straits.
Связь с администрацией | Информация | Друзья сайта