Нопфлер все еще султан свинга, но на своих особых условиях. (Hovard Cohen, Miami Herald, 17 ноября 2002)

Хотите - верьте, хотите - нет, но МК, этот автор песен с интересными текстами, говорящий всегда ровным голосом и бывший лидер "ДС", когда-то был звездой МТВ. В середине 80-х его легко узнаваемая повязка на голове и гитара были так же привычны для молодых зрителей, как пупок Мадонны, зад Брюса или ванна Принца.

Но юные султаны свинга повзрослели и, похоже, Нопфлер вместе с ними - ему 53, у него два сына-близнеца и дочка. Он все еще популярен, но на своих особых условиях. Он объявил о роспуске ДС, когда они занимали одно из ведущих мест среди самых знаменитых рок-групп, чтобы привести в порядок свою жизнь и отдохнуть от бешеного ритма.

Его музыка тоже стала спокойнее. Теперь в ней доминируют мягкие инструментальные саундтреки, навеянные Кельтскими мотивами, и акустический кантри-блюз, фолк-рок и рок для взрослых - стили, которые гарантируют ему полное отсутствие его музыки в эфире всех современных радиостанций и МТВ. Его новый альбом, близкий к сельской и народной музыке TRD звучит только на станции "Альтернативная музыка для взрослых".

Правда, недавно ДС воссоединились для того, чтобы дать несколько благотворительных концертов в Англии - но не очень-то обольщайтесь. Нопфлер вполне счастлив в своем новом, более спокойном, мире.

"О ДС приятно вспоминать, - говорит МК в интервью по телефону. - Мне было хорошо со Стрейтc, это ясно. Тогда я делал именно то, что всегда хотел делать, и все было здорово, пока оно продолжалось. Но мне не давало покоя чувство, что неплохо было бы побольше времени тратить на написание песен и музыки и больше бывать дома, вместо того, чтобы … так много гастролировать."

Однако, он играет старые хиты на концертах "с удовольствием" - голос Нопфлера по телефону звучит так же тепло и так же далек от величия, как на диске. "Я же написал их и люблю играть, как воспоминания о том, что было. Без них праздник будет неполным"

В самом деле, Нопфлеру - гитаристу, достигшему совершенства и заслужившему уважение коллег, есть что праздновать. Уже 25 лет он пишет изысканную музыку, многое из которой относится к периоду его работы с ДС. Этой британской группе, о роспуске которой он объявил около 10-ти лет назад, было в равной степени по плечу создавать и шедевры студийной записи, как "Making Movies" и "Love Over Gold", и радио-хиты, как "Sultans of Swing", "Walk of Life", "Money for Nothing".

Его музыка звучит в фильмах "Local Hero", "Wag the Dog" и в совсем недавнем Shot at Glory. Он участвовал в совместных проектах с покойным Четом Эткинсом и Waylon Jennings, Бобом Диланом, Тиной Тернер, Рэнди Ньюманом, Эриком Клептоном и Steely Dan.

Нопфлер - один из немногих лидеров, которые обладали мужество распустить преуспевающую группу и теперь продолжают выпускать приличные (некоторые скажут даже более чем) сольные альбомы и каким-то непостижимым образом продавать миллионы этих новых записей по всему миру при минимальной раскрутке по радио - это относится как к TRD, так и к STP.

Прежде всего автор песен

Вне всяких сомнений, он мастер Стратокастера. Самобытный гитарист со своим собственным стилем игры, которому подвластны и блюз, и рок, кантри и фолк - таково мнение о Марке большинства его поклонников.

Но не самого Нопфлера.

"Несомненно, я прежде всего считаю себя автором песен, - говорит Марк. - Мне кажется, что я и не начинал еще играть на гитаре как следует. Я сажусь и выучиваю кое-что, пробую так и сяк, потихоньку продвигаясь вперед. В настоящее время это помогает мне писать песни, и только-то."

Возможно, он излишне скромен. Ведь все музыканты, которые приглашали его играть вместе с ними, делали это не из-за его красивых глаз.

"Он необыкновенный, яркий гитарист, его игру сразу можно узнать, - говорит Бери Кливленд, помощник редактора журнала "Guitar Player". - ДС были большим событием в музыкальной жизни начала 80-х. В 85 году, когда они достигли вершины своей популярности с BIA, мы только начинали выходить из периода панк-культуры. Большинство музыкантов все еще были во власти тяжелых отвратительных звуков. У Нопфлера свой необычный стиль игры перебором струн. "Sultans of Swing" - исключительная мелодия для Стратокастера, и Brothers in Arms, хотя более электрическая, но написана в том же очень узнаваемом стиле - неожиданное соединение фолк стиля, игры перебором и электрического блюза Чикаго"

"Другая очень важная его черта - смешение северо-английского, Нортумберлендского народного кельтского звучания с южными блюзами и кантри. Я не знаю ни одного гитариста, работающего с таким материалом"

Альбом Нопфлера TRD отражает этот его интерес к традиционной музыке, о чем впервые стало известно широкой публике в 1990 году, когда он играл вместе с The Notting Hillbillies. Они записали тогда диск "Missing … Presumed Having A Good Time", и это за много лет до того, как "O Brother, Where Art Thou?", созданный содружеством музыкантов, стал явлением поп-культуры.

"Мне очень нравится этот саундтрек, - говорит Нопфлер. - Но я серьезно занимался народной музыкой много лет назад, когда мне было 19 лет."

Песня "Quality Shoe" с нового альбома - дань акустическому звучанию Роджера Миллера в песне "King of the Road"; "Daddy's Gone To Knoxvile" - убедительный западный свинг; слова "Why Aya Man", "A Place Where We Used to Live", "Fare Thee well Northumberland" свидетельствуют о том, что Нопфлера по-прежнему волнует нелегкая жизнь простого человека, его поиск лучшей доли.

"Сейчас он пишет хорошо, как никогда," - говорит Кливленд. "На настоящий момент он один из самых интересных и проникновенных авторов песен в мире."

Муза Нопфлера просыпается в самый неожиданный момент.

"Я думаю, что, прежде всего, важен тот факт, что я родился на севере [Англии]", - говорит Нопфлер, чья родина Глазго, Шотландия. "Песни о человеческом достоинстве - это песни о настойчивости, упорстве человека. Я высоко ценю в человеке способность противостоять обстоятельствам. Пожалуй, мне нравятся истории, из которых можно создать хорошую песню."

Учите детей

До основания ДС в 1978 году Нопфлер работал учителем литературы, а также занимался с трудными студентами в Лаутонском колледже в Англии. Это частично объясняет его симпатию к простому человеку, сталкивающемуся с трудностями в повседневной жизни. Об этом он поет в песнях - таких, как эпическая, почти кинематографическая "Telegraph Road", написанная еще в период ДС, в которой он коснулся проблем безработицы.

"Отношение к миру закладывается в детях еще родителями" - говорит он. "Сильно влияет детство, проведенное с детьми из непривилегированных семей. Конечно, можно стать прекрасным человеком даже с очень благополучным, обеспеченным детством, но без этого акценты будут несколько иными. Во всяком случае, этим детям придется столкнуться с миром, и он научит их. Когда дети выходят из школы в большую жизнь, они получают от нее оплеухи."

"Мне всегда была интересна работа" - продолжает Нопфлер. "Всегда были интересны люди, которые стремятся выразить себя, и это сознание собственного "я", и способы самовыражения всегда трогают меня. Например, я думаю, что я и сейчас написал бы о "Султанах свинга", если бы увидел, как они играют для пустого зала. Слова "Спасибо …. Спокойной ночи" (как в песне), сказанные в зале с двумя зрителями, не оставили бы меня равнодушным. Это были простые парни, они нашли самый лучший способ выразить себя. О чем, собственно, еще, кроме борьбы за выживание, пишут песни? Это невероятно интересно. Когда познаешь борьбу за жизнь и любовь, кажется, что больше ничего не имеет значения"

Для самого Нопфлера, чья семья живет в Лондоне, поддержание равновесия между профессиональной и семейной жизнью является важной задачей.

"10 лет назад я встретил хорошего человека, и мне удалось навести порядок в личной жизни" - говорит он.

Кроме того, Нопфлер, отказавшийся от соблазна видеть свою физиономию на МТВ прежде, чем станция распрощалась с ним, снова с удовольствием гастролирует. Турне по штатам в поддержку последнего альбома запланировано на следующее лето.

"Я доволен, потому что люблю выступать на концертах. Если хочешь сохранить музыкантов в хорошей форме и провести турне, которое понравится всем заинтересованным сторонам, включая саму команду и зрителей, очень помогает успешная запись диска, потому что противоположное положение делает турне гораздо тяжелее"

И самое удивительное, он полон творческих планов. В конце концов, между "Brothers in Arms" в 1985 году и следующим альбомом ДС "On Every Street" прошло 6 лет. Фанаты ждали еще 5 лет, пока Нопфлер не выпустил свой первый официальный сольный альбом "Golden Heart". За два года он записал два сольных альбома - и между ними умудрился "втиснуть" запись саундтрека!

"Это хороший период"- говорит он. "Полагаю, что по альбому в год - это многовато, похоже на гостя, который никак не уедет. Но мне не хотелось долго высиживать эту музыку наподобие гигантской птицы".

Перевод (с) Екатерина Шумарова    

Источник: markknopfler.ru

Дата публикации: Чт, 09/27/2012 - 00:58
 
© Русскоязычный фан-сайт группы Dire Straits.
Связь с администрацией | Информация | Друзья сайта